Андрей (kapuchin) wrote,
Андрей
kapuchin

Categories:

Такси в Москве, 1936-1937 годы

Публикация в газете Известия за 21 сентября 1936 года:

Такси изъяты из обращения

В часы прихода дальних поездов на площадях перед московскими вокзалами образуются длинные очереди. Люди, сопровождающие больных, граждане, нагруженные тяжелыми чемоданами и корзинами, терпеливо ждут такси. У Курского, Белорусско-Балтийского и у трех вокзалов на Комсомольской площади очередь рассасывается через 40 минут— час. Киевский и Саратовский вокзалы почему-то менее популярны среди шоферов такси. Машины подходят сюда с паузами в 5—10 минут. Пассажиры ожидают по полтора—два часа. Исключительная редкость встретить свободное такси на любой стоянке в центре города. За последние 4 месяца обслуживание Москвы такси резко ухудшилось. И немудрено. Город с трехмиллионным населением, с десятками тысяч ежедневно приезжающих и уезжающих предъявляет большой спрос на индивидуальный легковой транспорт. А количество таксомоторов из месяца в месяц уменьшается. До мая этого года в двух таксомоторных парках Москвы числилось 500 автомашин, из них «на линию» выходило 430 (около 70 машин ежедневно находилось в ремонте). К сентябрю в парках осталось всего 400 машин, а «на линию» выходит в среднем 330. Куда же девались 100 машин?




Кадр из фильма "Девушка спешит на свидание" 1936 года, здесь герой фильма с женой приезжает на Казанский вокзал


Когда в Москве были разукрупнены районы, президиум Моссовета признал необходимым обеспечить новые райсоветы машинами. В начале июля в 1-й таксомоторный парк стали являться представители различных райсоветов и, предъявляя постановление президиума Моссовета от 28 июня за № 33, забирали по 2— 3 таксомотора. Представители райсоветов неплохо разбирались в автомобилях и требовали лучшие, незаезженные машины. Приходилось снимать с «линии» десятки машин, чтобы отобрать для райсовета 2—3. Всего райсоветам разошлось около 70 такси.

Нашлись охотники на машины и из различных московских учреждений, в течение последних 4 месяцев бойко разбиравших такси. Трест зеленого строительства взял таксомотор № 128, Мосочиствод — №№ 130 и 201, Москвострой — № 176, Мосгоркожпромсоюзу понравился № 200, кожевенно-галантерейной фабрике — № 193, штукатурной конторе Моссовета — №№ 106 и 137, Мосгормосту — № 238 и т. д.

Последнее изъятие машин из таксомоторного парка в количестве 15 произошло в начале текущего месяца (на основании постановления президиума Моссовета от 31 августа с. г.).

Нет надобности доказывать, что таксомотор в таком городе, как Москва, не роскошь, а предмет первой необходимости. Моссовет много делает для развития городского транспорта. Но не всегда и не при всех условиях можно в Москве воспользоваться трамваем, автобусом, троллейбусом или метро. Приходится к тому же считаться с тем, что трамваи на многих больших улицах заменены сейчас автобусами и троллейбусами, на которые, как известно, пассажиров с объемистым багажом не пускают. В этой обстановке кажется очень странной позиция Моссовета.

В. Цветков

Спустя три месяца после этой публикации аналогичная заметка появилась и в Правде 21 декабря (№350), никаких изменений к лучшему за это время не произошло:

Неуловимые такси

Вереницы москвичей выстраиваются в очередях у стоянок такси. Стоит где-либо появиться свободному такси, как на него тотчас же начинается форменная охота. Ждать приходится долго. Машины всегда в разгоне. Нередко, простояв полчаса или больше, люди уходят ни с чем, потеряв надежду дождаться когда-нибудь машины.

Потребность населения столицы в такси резко увеличилась. Однако небогатый таксомоторный парк в в этом году не только не расширился, но даже уменьшился. В начале года в Москве было 512 такси. По плану в этом году должно было прибавиться еще 450 машин. Ни одной из них «Мосавтотранс» не получил.

Мало того. Время от времени Московский Совет отдает распоряжение об изъятии машин из таксомоторного парка и передаче их различным организациям. В течение года 60 бывших таксомоторов переданы районным советам, 45—различным московским трестам и учреждениям, 15— автобазе самого Московского Совета. В итоге количество такси в Москве уменьшилось за год на 120 штук. Кроме того, 60 машин ежедневно предоставляются по договору Государственному банку. Не удивительно, что такси в столице стали редкостью!

В. Сапарин.

Публикация в газете Правда за 18 августа(№227) 1937 года:

Снова о такси

О непорядках в московском таксомоторном хозяйстве писалось и говорилось немало. Много горьких и справедливых упреков раздается по адресу «Мосавтотранса» на стоянках такси, где сотни москвичей вынуждены часами толпиться в очередях, чтобы обрести право доехать до нужного места.

Пятьсот таксомоторов, которыми располагает сегодня Москва, не могут удовлетворить ее четырехмиллионное население. По решению правительства столица получает и будет получать все большие количества новых такси. К концу нынешнего года на оживленных московских улицах должно быть уже 1.000 таксомоторов. В будущем году число их предполагается увеличить до 2.500, а к концу третьей пятилетки — до 9.000. Но это — дело будущего. Пока же остро стоит вопрос о наиболее рациональном использовании имеющегося фонда и тщательной подготовке к приему новых машин.

Прекрасные лимузины «М-1», прибывающие сейчас для пополнения московских таксомоторных парков, встречают здесь далеко не любезный прием. Половина имеющихся в наличии машин из-за отсутствия гаражей сейчас уже стоит под открытым небом. Новый таксомоторный парк, рассчитанный на 630 машин, строится преступно медленно. Работники «Мосавтотранса» с тревогой думают о зиме и рыскают по городу в поисках «пристанища» для новых такси. Если москвичи, часами ожидающие такси на стоянках, мечтают о тысяче машин к концу года, то в «Мосавтотрансе» каждая новая партия такси вызывает растерянность: некуда их ставить!
Много раз подвергалось осуждению неправильное использование таксомоторов. Избиратели резко критиковали Московский совет за изъятие такси с улиц и передачу их различным учреждениям в ущерб интересам городского транспорта. В прошлом году, например, было изъято свыше 200 такси. По распоряжению руководителей Московского совета они были розданы различным организациям и предприятиям города. Подобное разбазаривание такси было признано недопустимым и временно прекратилось.

Сейчас снова наблюдаются попытки отдельных учреждений обзавестись машиной за счет таксомоторных парков. Совсем недавно «Мосавтотранс» получил предписание Моссовета отдать 11 такси: 5 машин «Мострамвайтресту», 1—тресту блочного строительства, 1 — редакции газеты «Московский транспортник», 1 — заводу СВАРЗ, 1 машину прихватило себе само транспортное управление Моссовета, и так далее.

Вряд ли вызовет одобрение избирателей подобная «щедрость» Моссовета, проявляемая в ущерб интересам граждан.

Есть еще один вид использования такси не по прямому назначению: машины снимаются с улиц ц сдаются на определенный срок тому или иному учреждению. Правда, сейчас такие случаи стали реже, чем, скажем, в прошлом году, но окончательно не изжиты. Управлению общественного питания Москвы потребовались на три дня 7 такси. Пожалуйста! Опытно-испытательный воздухоплавательный дивизион попросил дать на денек три машины! Извольте! Издательство газеты «Московский строитель» просит машину. Как отказать? Таких случаев немало. Такси первого таксомоторного парка Москвы по заявкам учреждений в июне и июле сделали около 300 машинодней.

Использование такси для нужд учреждений — прямое ущемление интересов граждан. Пора это, наконец, понять и с этим делом покончить.

Л. Железнов.

Tags: 1930-е, Москва, транспорт
Subscribe

  • "Самая дорогая вещь в Москве", февраль 1908 года

    Из журнала Развлечение №6 (7 февр.) за 1908 год: Угадайте, какая сейчас самая дорогая вещь в Москве? Вы думаете, мясо? Квартира со всеми удобствами…

  • Врачебный осмотр, 1897 год

    - Что вы нашли, доктор, при осмотре больного? - Бутылку водки под подушкой! Рис. из журнала Развлечение №34 за 1897 год.

  • Лекарство, которое помогло

    - Ну что, помогло мое лекарство? Вылечился ваш муж от запоя? - Помогло, батюшка, помогло: теперь он запоем больше не пьет, а постоянно. Рис. из…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments