Андрей (kapuchin) wrote,
Андрей
kapuchin

Categories:

Городское хозяйство в Петрограде, карикатуры, февраль 1916 года

Передвижение

Передвижение


Освещение

Освещение

Предметы первой необходимости

Предметы первой необходимости

Надпись на рисунке - первые две строки из стихотворения Аполлона Майкова (1821 - 1897):

"Золото, золото падает с неба!" -
Дети кричат и бегут за дождем…

- Полноте, дети, его мы сберем,
Только сберем золотистым зерном
В полных амбарах душистого хлеба".


Медицинская помощь населению

Медицинская помощь населению. Городской родильный приют

О трамвае

Е.Н. Разумовская(урожд. Сайн-Витгенштейн, 1895-1983) в конце 1915 года перебралась из Москвы, где работала сестрой милосердия в Ново-Екатерининской больнице, в Петроград. В своих дневниках (книга "Дневники 1914-1918" под девичьей фамилией была издана в 1986 году в Париже) подробно описывает ситуацию с трамваями в Петрограде в то время:

«И правда, нигде не тратишь столько энергии, не портишь себе столько крови, как в трамваях. Начинается с того, что, когда подходит двойной вагон трамвая, на нем уже висят на всех ступеньках целые кисти лишних пассажиров. Несмотря на это, ждущая публика бросается, как на штурм, происходит короткая схватка, желающие войти толкаются, бранятся; желающие слезть кричат, толкают вниз стоящих на ступеньках. Минуту идет такая кутерьма, что разобраться трудно: все застревают в дверях и с силой пропихиваются окружающими.

Вагон трогается. Петроградские трамваи вообще не ждут. Теперь на нем висят еще большие грозди пассажиров. Те счастливцы, которые попали на ступеньки и площадку, начинают с того, что с усилием расправляют помятые члены и терпеливо, усидчиво начинают пробиваться к двери вагона и внутрь его. Сколько им приходится отдавливать ног и выслушивать разных разностей, пока они продвигаются по этому трудному пути, как им надо оберегать собственные конечности от сердитых локтей и ног окружающих! Но вот от движения вагона публика мало-помалу “утрясается”, становится свободнее. Тогда стоящие на площадке и на ступеньках стараются тоже проникнуть в вагон. Слышно голоса: “Господа, пройдите, пожалуйста, вперед, там еще масса места!” “Масса места” – значит довольно, чтобы не быть раздавленной. Несчастнейшие люди в трамваях – это кондукторши. Они бывают так приперты, что не могут двинуться, чем публика страшно злоупотребляет и ездит “зайцем”.

Остановки за три-четыре до той, на которой хотят выходить, начинают пробираться к выходу. Слышны отчаянные голоса: “Господа, дайте выйти! Дайте же выйти, господа!” Все стараются, расплющиваются, и желающие с ужасом, написанным на лице, пробираются к выходу. Часто случается, что это им не удается и они едут одну и две станции дальше, чем хотят.

Вот все прелести езды на трамвае в Петрограде. Я лично против этого ничего не имею, толпы не боюсь, да и энергия у меня есть. Эти путешествия, полные многих случайностей и неожиданностей, бывают даже очень забавными».

Рисунки из иллюстрированного приложения к газете "Новое время" от 13 февраля 1916 года

Tags: 1910-е, Петербург, первая мировая война
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments