Андрей (kapuchin) wrote,
Андрей
kapuchin

Categories:

Женщины - трамвайные кондукторы в Петрограде, фотографии 1915-1916 годов

Женщины -трамвайные кондукторы Петроград 1916 год

Первые женщины-кондукторы появились в Петрограде в августе 1915 года, а в 1916 году и первые женщины-вагоновожатые. Фото из журнала Нива №4 за 1916 год, показан момент смены.

Женщины кондукторы

Фото А. Поповского из английского журнала "The Illustrated War News" от 13 окт. 1915 года

То, чего нет на этих фотографиях. Е.Н. Разумовская(урожд. Сайн-Витгенштейн, 1895-1983) в конце 1915 года перебралась из Москвы, где работала сестрой милосердия в Ново-Екатерининской больнице, в Петроград. В своих дневниках (книга "Дневники 1914-1918" под девичьей фамилией была издана в 1986 году в Париже) она подробно описывает ситуацию с трамваями в Петрограде в это время:

«И правда, нигде не тратишь столько энергии, не портишь себе столько крови, как в трамваях. Начинается с того, что, когда подходит двойной вагон трамвая, на нем уже висят на всех ступеньках целые кисти лишних пассажиров. Несмотря на это, ждущая публика бросается, как на штурм, происходит короткая схватка, желающие войти толкаются, бранятся; желающие слезть кричат, толкают вниз стоящих на ступеньках. Минуту идет такая кутерьма, что разобраться трудно: все застревают в дверях и с силой пропихиваются окружающими.

Вагон трогается. Петроградские трамваи вообще не ждут. Теперь на нем висят еще большие грозди пассажиров. Те счастливцы, которые попали на ступеньки и площадку, начинают с того, что с усилием расправляют помятые члены и терпеливо, усидчиво начинают пробиваться к двери вагона и внутрь его. Сколько им приходится отдавливать ног и выслушивать разных разностей, пока они продвигаются по этому трудному пути, как им надо оберегать собственные конечности от сердитых локтей и ног окружающих! Но вот от движения вагона публика мало-помалу “утрясается”, становится свободнее. Тогда стоящие на площадке и на ступеньках стараются тоже проникнуть в вагон. Слышно голоса: “Господа, пройдите, пожалуйста, вперед, там еще масса места!” “Масса места” – значит довольно, чтобы не быть раздавленной. Несчастнейшие люди в трамваях – это кондукторши. Они бывают так приперты, что не могут двинуться, чем публика страшно злоупотребляет и ездит “зайцем”.

Карикатура из  иллюстрированного приложения к газете Новое время от 13 февраля 1916 года

Карикатура из иллюстрированного приложения к газете "Новое время" от 13 февраля 1916 года

Остановки за три-четыре до той, на которой хотят выходить, начинают пробираться к выходу. Слышны отчаянные голоса: “Господа, дайте выйти! Дайте же выйти, господа!” Все стараются, расплющиваются, и желающие с ужасом, написанным на лице, пробираются к выходу. Часто случается, что это им не удается и они едут одну и две станции дальше, чем хотят.

Вот все прелести езды на трамвае в Петрограде. Я лично против этого ничего не имею, толпы не боюсь, да и энергия у меня есть. Эти путешествия, полные многих случайностей и неожиданностей, бывают даже очень забавными».

В 1917 году жить стало еще веселее:




См. также:
Ленинградские трамвайщики: на сквозном ветру, 1927 год

Tags: 1910-е, Петербург, дореволюционные фотографии, старые фотографии, транспорт
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments