Андрей (kapuchin) wrote,
Андрей
kapuchin

Categories:

Воздушный мост Алсиб (Аляска-Сибирь) в годы второй мировой войны

Поставки грузов по ленд-лизу конвоями из Исландии в Мурманск и Архангельск были самым быстрым путем, но крайне опасными из-за активных действий немцев, много судов, входящих в эти конвои, было затоплено. Поставки по маршруту через Тихий Океан, а далее в Иран хотя и были намного более безопасными, но и значительно более длительными по времени. Также существовал маршрут через Тихий Океан во Владивосток, но на этом направлении активность по противодействию движению судов проявляли японцы. Было принято решение ГКО СССР 9 октября 1941 года о создании воздушной трассы Аляска - Сибирь с конечным пункте в Красноярске (это уже Транссиб). Часть трассы по территории СССР была от Уэлькаля до Красноярска, почти 4800 километров, по большей части проходила на совершенно неосвоенных территориях с очень тяжелыми климатическим условиями. Также советские летчики перегоняли самолеты из города Фэрбенкса на Аляске в Уэлькаль. Общая протяженность трассы Фэрбенкс-Красноярск составляла оjколо 6000 километров. Часть воздушной трассы проходящей по территории США также была значительна по расстоянию: 3000 километров (1900 миль) от города Грейт-Фолс в штате Монтана до Фэрбенкса на Аляске.



Работы по созданию трассы начались в октябре 1941 года с выбора самого маршрута, далее выбора подходящих мест для аэродромов. Изначально на её протяжении были только два аэродрома в Красноярске и Якутске, которые тем не менее нуждались в реконструкции, такие работы начались в ноябре 1941 года. Была проделана колоссальная работа по строительству новых аэродромов, узлов связи и радионавигации, метеостанций, выполнялась она в основном силами заключенных. Запуск трассы во временную эксплуатацию был разрешен в июле 1942 года. Первая партия самолетов вылетела с Аляски 7 октября 1942 года. Всего по этому маршруту было доставлено за годы войны около 8000 самолетов: более 5000 истребителей, более 2000 бомбардировщиков, а также около 700 транспортных самолетов.


Ссылка на статью в Википедии: http://ru.wikipedia.org/wiki/Алсиб. В статье в свою очередь дается ссылка на публикацию В.А. Ярославцева Воздушный мост Аляска - Сибирь // Небо без границ. - Красноярск, 1995., посвященную Алсибу, скан её доступен для скачивания.

Tags: 1940-е, иллюзион, история, русская история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments