Андрей (kapuchin) wrote,
Андрей
kapuchin

Categories:

Девушки с веслами Ивана Шадра



Фото из книги "Строители России. XX-XXI вв.", 2014. 2-й вариант.



Фото из книги: Соболевский Н.Д. Скульптурные памятники и монументы в Москве, 1947

Cкульптур было две. Первую установили в парке Горького в центре фонтана на главной магистрали парка в 1935 году (подробнее об этом ниже), но убрали в 1936-м или до открытия летнего сезона в 1937 году, при этом на кадрах кинохроники 1936 года она присутствует. Как о модели для первого варианта в публикациях в интернете упоминается часто Вера Волошина, 1919 года рождения. Но в 1935 году эта девушка жила в Кемерово и училась в школе. Автор книги "Вера Волошина" (её текст есть в интернете) Г.Н. Фролов приводит её автобиографию, написанную ею в конце августа 1938 года для поступления на подготовительные курсы Московского института кооперативной торговли, автобиография из её личного дела в этом институте и это личное дело сохранилось. Вот фрагмент автобиографии: "Родилась в 1919 году в г. Кемерово. В 1927 году поступила в школу. В 1935 году вступила в ВЛКСМ. В 1937 году закончила десятилетку и поехала учиться в Московский центральный ордена Ленина институт физической культуры. Сейчас по состоянию здоровья заниматься в нем не могу и подаю заявление на подготовительные курсы вашего института". На фотографии А. Гринберга ниже из газеты "Советское искусство" за 17 июля(№33) 1935 года скульптура уже практически в законченном виде. В общем, кто ему позировал для первого варианта неизвестно, но точно, что не Вера Волошина.




Текст к фотографии в газете, начальная буква имени в инициалах Шадра указана в нем неверно: «Скульптор А.Д. Шадр заканчивает большую монументальную композицию «Девушка с веслом», которая будет установлена в центре фонтана на главной магистрали Парка им. Горького. Скульптура изображает юную советскую спортсменку во весь рост с веслом в руке. Высота фигуры вместе с бронзовым постаментом около 12 метров». На фото: скульптура «Девушки с веслом» в мастерской А.Д. Шадра».

Первый вариант скульптуры на фотографии из семейного архива М. Евстафьева:



Образ оказался для озабоченных соблюдением приличий слишком приближенным к современности - обнаженная девушка,стоящая в непринужденной позе, совсем не с отрешенным выражением лица, не античная богиня, а девушка из повседневной жизни. Вот отзыв из публикации А. Карра и Л. Лунца "Реконструкция московских парков"(с. 50) из сборника "Проблемы садово-парковой архитектуры", изданном в 1936 году: " Всяческого одобрения заслуживает включение в ансамбль парка архитектурно-скульптурных форм. В то же время и в этой области в парке не все благополучно. Так, например, фигура девушки с веслом (скульптор Шадр), оформляющая один из новых фонтанов парка, не создает цельного образа советской физкультурницы и не свободна от некоторых элементов эротического порядка и излишней стилизованности".


Тогдашние критики, если бы выражались более прямолинейно, то думаю, назвали бы её голой бесстыжей девкой. Так что скульптуру отправили в парк культуры и отдыха тоже имени Горького в Луганск, сколько она там простояла и почему убрали неизвестно.






Ленинград, девушки с веслами после парада физкультурников, 1932 год





Первый вариант скульптуры в парке Горького, фотография из журнала "Архитектура СССР", 1935, №10-11, с.48.




Фрагмент предыдущей фотографии из журнала, несколько увеличил яркость изображения.




Первый вариант на фотографии из "Вечерней Москвы" за 11 авг. (№184) 1935 года. Ранее, 4 августа(№178), газета сообщала детали установки скульптуры: "«ДЕВУШКУ С ВЕСЛОМ» привезли сегодня рано утром в парк им. Горького. Эта гигантская скульптура работы скульптора И. Д. Шадр, изготовленная из гипса, распилена сейчас на 8 частей.

Скульптурные мастерские «Всекохудожника» уже приступили к установке «девушки с веслом» в центре фонтана, на площади Пятилетки. Пятиметровая девушка с веслом водружается на пьедестал из красного гранита, окруженный кольцом падающей воды фонтана. Глубокий бассейн фонтана, до краев наполненный водой. облицован черным полированным лабрадором. Будущим летом гипсовая скульптура будет заменена бронзовой".





Второй вариант, фото Х.Формана, 1939 год

В "Вечерней Москве" от 10 мая 1936 в публикации директора парка Б. Глан "Пойдемте в парк" она, в частности, рассказывает о новых скульптурах, которые должны были появиться в парке летом того года, также упоминает и Шадра с его "Девушкой с веслом": «В соответствии с критикой и замечаниями посетителей парка скульптор Шадр переделал фигуру "Девушка с веслом", которая отливается сейчас из бронзы».



Газета "Советское искусство" за 28 мая(№24) 1937 года сообщала, что в этот день открывается выставка московских скульпторов в музее изобразительных искусств и эта выставка продлится месяц. Среди работ упоминается новый вариант "Девушки с веслом" Шадра.



Скульптура Шадра на выставке, фото из Вечерней Москвы за 8 июня (№129) 1937 года:



Второй вариант получал не столь однообразно негативные оценки. Ниже три отзыва посетивших эту выставку из разных номеров газеты "Советское искусство" за 1937 год.

А. Волгин(№25, 29 мая): "Знакомая москвичам по Парку культуры и отдыха на редкость неудачная «Девушка с веслом» Шадра, пошлейшая «Девушка на пляже» Златовратского могут у кого угодно отбить любовь к скульптуре".

В. Бакшеев(№27, 11 июня): "Я хочу показать на нескольких примерах, как плохо наши скульпторы знают человеческое тело. Очень удачная по своей пластичности, по пропорциям торса «Девушка» Шадра - голову имеет как бы приставленную с другой фигуры. Ee слишком крутой поворот в профиль неестественен".

М. Нейман(№35,29 июля): "В ряду физкультурных композиций заметно выделяются «Девушки с веслами» и
«Девушки с цветами». Авторы первых - Шадр, Иодко и Филдс. Все они вполне сложившиеся, но очень непохожие друг на друга мастера. При сопоставлении их работ Шадр выигрывает в монументальности, a Иодко в выразительности образа".

В предновогоднем номере "Советского искусства" за 29 дек. (№60) 1937 года был напечатан шарж на Шадра, сопровождаемый такими словами:

"Когда, мы говорим o скульпторе Шадре собеседники всегда вспоминают:
- Это создатель «Девушки с веслом»?
Тaк скульптор в представлении зрителя вечно связан c одним из его произведений. И здесь художники связали скульптора и его произведение. А где кончается одно и начинается другое — читатель и сам разберется".





Второй вариант, уже с другой моделью - Зоей Бедринской (по мужу Белоручевой). В некоторых текстах о скульптуре утверждается, что она была разрушена во время немецкой бомбардировки. Однако, на рекламном плакате ЦПКиО 1947 года скульптура девушки с веслом присутствует (скан РГБ):





Дата поступления этого плаката в электронную библиотеку РГБ - 30 июля 2018 года, ранее я этот плакат не видел, но и до этого были убедительные аргументы, что во время войны скульптура не была разрушена. Во-первых, она присутствует на плане парка в книге "ЦПКиО имени Горького. Справочник. Путеводитель", изданной в 1950 году, как пишет К.Кухер в своей книге о парке Горького. Во-вторых, также в книге Н.Д. Соболевского "Скульптурные памятники и монументы в Москве" 1947 года издания автор пишет о скульптуре как существующей. Напротив, немного ранее в книге Н.Д. Соболевский упоминает об установленных в 1923 году скульптурах на территории Первой всероссийской сельскохозяйственной выставки и в этом случае отмечает, что эти работы не уцелели. Пишет он и о действительно уничтоженных при немецком налете скульптурах, стоявших в нишах здания Большого театра, и барельефе на фронтоне, а также о том, что скульптуры и барельеф были восстановлены уже в 1942 году.




Если говорить о периоде времени с 1950 года по 1953 год включительно( год смерти Сталина), я думаю, что трусоватые чиновники, они же неуёмные борцы за нравственность, точно бы не решились на разрушение скульптуры при его жизни (при нем её установили, значит, его её вид устраивал), потом какое-то время еще она простояла по инерции. На скульптурах, устанавливаемых в уже послевоенный сталинский период чиновники, близкие к искусству, давали себе полную волю. Весьма показательный образец их бредового влияния ниже, хотя, конечно, и скульпторы не в меньшей мере несут ответственность за подобные "шедевры":



Фото из книги Олтаржевский В.К. Строительство высотных зданий в Москве, 1953

Или вот еще образец: композиция "Готов к труду и обороне" для здания МГУ на Ленинских горах:



К растиражированным в советское время девушкам и женщинам с веслами эти работы никакого отношения не имеют, это работы других скульпторов, в основном, Ромуальда Иодко, но не только его. Что касается работ Иодко, есть два варианта, один проходит как "женщина с веслом" (1935 год), тут весло в правой руке, а второй как "девушка с веслом" (1936 год), у неё весло в левой руке, модель одна и та же. Их можно посмотреть, пройдя по ссылке в конце этого поста.






Фото Э.Евзерихина, 1938 год






Фото Наума Грановского, 1930-е:









Шадр Девушка с веслом в парке Горького





Фото С. Васина, 1939 год




Фото Марка Маркова-Гринберга



К открытию сезона в парке в 1937 году в газете "Советское искусство" за 17 мая того года описывалось, что нового в парке ждет посетителей. В частности, вот касающееся "Девушки с веслом": «Около фонтана на площади Пятилетки сделаны четыре новых водоема, которые окружат стеной падающей воды шадровскую "Девушку с веслом"».

Фото из газеты Вечерняя Москва за 10 июня (№131) 1937 года:





Кадр кинохроники, использованный в документальном фильме "Я шагаю по Москве. Фильм о фильме" 2010 года:






Фото из журнала Архитектура СССР №10 за 1937 год:



Из книги Ю.Д. Колпинского "И. Шадр. Альбом" 1964 года, копия первого варианта, однако, копии получаются не всегда идентичны оригиналу:

Шадр Девушка с веслом

Фото из буклета "Вида Москвы" 1936 года, первый вариант:


Парк Горького 1936 год (3)


Кадры кинохроники, 1936 год, первый вариант:

ПАрк Горького 1936 год (1)



Первый вариант в парке Луганска (тогда Ворошиловграда), парк был открыт 18 августа 1936 года:









В отличии от пьедестала в Москве, в Луганске пьедестал сам по себе являлся художественным произведением. Еще одна фотография из Луганска:

Девушка с веслом Ивана Шадра в Луганске



Возвращаясь к скульптуре в Москве. Фотографии, где скульптура видна лишь издалека.


Фотография Х. Формана, 1939 год:







Появляется её силуэт и в кадрах фильма "Новая Москва" 1938 года, в парке по сюжету - молодежный маскарад.





У вдовы Шадра сохранились гипсовые модель в полный рост этюда первого варианта и голова второго, в 1956 году они попали в Третьяковку, где были сделаны их бронзовые отливы. Старая фотография 1964 года этюда первого варианта была выше. И как я понимаю, отлив головы в запасниках затерялся или о нем просто забыли, а сейчас (в 2011 году) нашли. Телекадры новостей телеканала Культура от 25 апреля: отлитая из бронзы, по сохранившейся гипсовой модели, голова, как утверждают, второго варианта скульптуры и этюд первого варианта:


Кадры из сюжета телеканала "Вести-Москва". Девушка, вторая модель, производит впечатление столь скромной, что, на мой взгляд, не очень сочетается с совершенно обнаженной фигурой:





В газете "Московские новости" за 3-10 дек. (№84) 1995 года был опубликован материал журналистки Ольги Мартыненко "В защиту «Девушки с веслом»: Кто позировал Ивану Шадру?" Вот что там было, в частности, написано:

«Иван Шадр искал по спортивным обществам натуру для задуманной им «Девушки с веслом». Зоя Бедринская, окончившая к тому моменту техникум, работала в мастерской архитектора Каро Алабяна <...> и занималась гимнастикой в обществе ЦДКА. Ее красота и классическое сложение привлекли внимание скульптора. После долгих уговоров она согласилась позировать. Три месяца Шадр лепил голову, но дальше было сложнее, ибо речь шла об обнаженной натуре. Шадр, по словам Зои Дмитриевны, советовался с искусствоведом Абрамом Эфросом: одевать «Девушку» или нет? Решили не одевать. Для Зои это было невыносимо, и потому на каждом сеансе присутствовала жена Шадра. В общей сложности девушка позировала 6 месяцев, несколько раз Шадр давал ей отдых <...>. Шадр, говорит Зоя Дмитриевна, относился к «Девушке» трогательно, как к собственному ребенку, почти каждый вечер ходил на нее смотреть, нередко вместе со своей натурщицей <...>». (Цит. по: Золотоносов М.Н. Парк тоталитарного периода и советская садово-парковая скульптура 1930-х годов: номенклатура, семантика, культурный контекст//Russian Studies. Ежеквартальник русской филологии и культуры, т. 2, №2 (1996) С.127, купюры в тексте - Золотоносова. Кроме того, Золотоносов пишет, что Бедринская сама обратилась в газету в 1995 году и сообщила, что моделью для скульптуры Шадра была именно она. Её обращение в газету он связывает с собственной публикацией в "Московских новостях" в номере за 3-10 сентября 1995 года "Среди кузнечиков: Замет­ки о неписьменной культуре", что в ней было, касающееся скульптуры Шадра, он не поясняет.





Также можно посмотреть:

На девушку с веслом Р. Иодко и другие его работы:
Девушки с веслами и другими предметами в руках скульптора Ромуальда Иодко


В парке Горького в 1930-е годы девушка с веслом занимала доминирующее положение, но в парке было установлено и много других скульптур:
Скульптурное оформление парка Горького в Москве в 1930-е годы

Скульптуры сталинских времен

Другие работы Шадра:

И. Д. Шадр "Портрет жены", 1940 г.
Иван Шадр "Сезонник" (1929 год)
Иван Шадр "Булыжник - оружие пролетариата", 1927 год
И. Д. Шадр "Красноармеец", "Рабочий" , "Крестьянин", "Сеятель"
И. Шадр "Скорбь", 1929 год
Прорыв так прорыв: вариант Ивана Шадра "Рабочего и колхозницы"

Скульптор Иван Шадр (1887-1941) на фотографиях



Tags: Луганск, Москва, искусство, скульптуры и памятники, старые фотографии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments