Андрей (kapuchin) wrote,
Андрей
kapuchin

Categories:

Безжалостный эксперимент психологов Чарльза Шеридана и Ричарда Кинга



Прежде чем рассказывать об этом эксперименте, нужно начать с краткого описания другого эксперимента. Эксперимент ( точнее, серия экспериментов) психолога Стенли Милграма (Stanley Milgram), посвященный изучению влиянию авторитетных личностей, авторитетных указаний на людей, проведенный в 1960-ых годах, хорошо известен, но, наверняка, не все о нем знают. Участвующему в эксперименте объяснялась ложная цель эксперимента: проверка влияния наказания на запоминание. Участник оказывался в роли "учителя", который должен был зачитывать "ученику" ассоциативные пары слов, "ученику" нужно было их повторять. В случае неверных ответов "учитель" должен был наказывать "ученика" ударом тока нажатием тумблера на электрогенераторе. С каждым следующим неверным ответом "учитель", по условиям эксперимента, должен был увеличивать силу тока.


На приборе было тридцать тумблеров, у каждого был указано соответствующее напряжение: от 15 до 450 вольт. Кроме того имелись поясняющие надписи, например, у тумблера с самым низким напряжением было написано "слабый ток", с очень высоким - так и было написано, с самым высоким - "опасно для жизни". Перед началом эксперимента "учитель" сам получал пробный разряд 45 вольт для демонстрации работы оборудования.

У Милграма были разные варианты эксперимента по степени пространственной близости учителя
и учителя. В первой серии "учитель" не мог ни видеть, ни слышать "ученика". Лишь после разряда в 300 вольт "ученик" начинал стучать в стенку. После 315 вольт он замолкал и не подавал признаков жизни. Во второй серии с голосовой обратной связью "учитель" не видел "ученика", но слышал его голос, они находились как и в первом серии в смежных комнатах.В третьей ситуации испытуемый и "ученик" сидели в одной комнате на расстоянии полуметра, так что теперь испытуемый дополнительно мог видеть и "ученика". В четвертой серии повторялась ситуация третьей серии, но здесь "ученик" должен был сам класть руку на прибор в случае неправильного ответа. Если "ученик" отказывался это делать, то испытуемый должен был сам положить руку ученика на электрод.

В каждом случае, если испытуемый не решался повышать напряжение, экспериментатор побуждал его сделать это такими словами как "продолжайте, пожалуйста", "необходимо, чтобы вы продолжали", "условия эксперимента требуют, чтобы вы продолжали", "у вас нет выбора, вы должны сделать это".

"Ученик" часто ошибался, а чем сильнее становились удары тока, тем чаще были неверные ответы. "Обучаемый" был подсадной уткой, имитирующий боль словесно, а потом криками и воплями, всё более душераздирающими по мере увеличения тока. Никаким ударам тока он не подвергался, но, если бы всё было на самом деле, то эксперимент носил был характер жесточайшей пытки.

Число отказавшихся подчиняться экспериментатору сильно зависело от экспериментальной ситуации. В первой ситуации таких оказалось 34 процента, во второй - 37,5, в третьей - 60 процентов, в четвертой - 70 процентов, оставаясь куда более значительным, чем Милграм первоначально ожидал сам. За участие в эксперименте предварительно выплачивали деньги, какая сумма и на сколько значимая для них была, я не знаю.

Когда я впервые прочитал об этом, мне пришла в голову мысль, не были ли так уступчивы испытуемые по отношению к нажиму экспериментатора, что предполагали, что это инсценировка. Вчера увидел материал, в котором написано, что такое же мнение создалось и у психологов Чарльза Шеридана и Ричарда Кинга (Charles Sheridan, Richard King, 1972). Они решили повторить эксперимент, но в нем использовалась настоящая жертва - щенок, и разряды тока были настоящие.

Испытуемыми были студенты-добровольцы с последнего курса отделения психологии - 13 молодых людей и 13 девушек. Как им сказали, цель эксперимента - обучить щенка различать мерцающий и постоянный свет. В зависимости от света он должен был отходить либо вправо, либо влево. Если щенок отходил не туда, испытуемые должны были нажимать на кнопку, посылающую разряд тока. Как и в эксперименте Милграма, с каждым неправильным ответом напряжение тока увеличивалось на 15 вольт. И в этом эксперименте щенка действительно било током. По мере увеличения напряжения щенок сначала лаял, затем подскакивал вверх и вниз и, наконец, начинал выть от боли.

Добровольцы приходили в ужас. Они расхаживали взад и вперед, учащенно дышали, пытались жестами показать щенку, где ему нужно стоять. Многие плакали. Тем не менее, двадцать из двадцати шести продолжали жать на кнопку, пока напряжение не увеличивалось до максимума. Шесть студентов отказались от участия в эксперименте, и все они были мужчинами. Все тринадцать девушек, принимавших участие, подчинялись условиям эксперимента до самого конца.

Источники:
http://www.madsciencemuseum.com/msm/pl/shock_puppy
http://en.wikipedia.org/wiki/Milgram_experiment
С.Милграм "Эксперимент в социальной психологии", Питер, 2000
Г. Айзенк, М.Айзенк "Исследования человеческой психики", Эксмо-Пресс, 2001
Tags: психология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments